Кто такой спичрайтер, чем он занимается и сколько зарабатывает

Кто такой спичрайтер

Приветствую, уважаемые читатели!

Недавно мы говорили о том, кто такой копирайтер. Сегодня я хочу рассказать вам, кто такой спичрайтер, чем он занимается и как им стать. Простыми словами я опишу суть профессии, обязанности и требования к спичрайтеру, расскажу, сколько можно зарабатывать на написании запоминающихся речей.

Кто такой спичрайтер

Спичрайтер – это специалист, который создает тексты для публичных выступлений предпринимателей, политиков, общественных деятелей и других заинтересованных лиц.

Название профессии образовалось от англ. speech writing, что дословно означает “написание речи”.

Важно писать не только живым языком, но и интересно, убедительно, информативно, грамотно. Также необходимо подстраивать речь под стиль оратора, учитывать возраст и пол аудитории, тип мероприятия.

Для профессионального старта подойдет гуманитарное образование: журналистское, политологическое, филологическое, культурологическое. Также требуется высокий уровень эрудиции и чувство стиля в языке. Улучшить писательские навыки и получить первый опыт работы спичрайтером можно на биржах фриланса.

Необходимые навыки

Спичрайтер должен владеть такими навыками, как:

  • теоретические знания истории, политологии, социологии, психологии;
  • литературный русский язык;
  • умение стилистически оформить текст;
  • отличная дикция и поставленная речь;
  • умение работать в команде;
  • высокий уровень эрудиции;
  • умение подстраиваться под имидж и манеру речи заказчика.

Профессиональный автор умеет анализировать факты, составлять тезисы и план, расставлять акценты. Перед тем как написать текст выступления, спичрайтер внимательно слушает, как говорит клиент, делает ли длинные паузы между словами. Важно учитывать интонацию и тембр голоса заказчика, специфику его деятельности. Кому-то подойдет громкий и убедительный, позитивный стиль, у кого-то лучше получается мотивационная деловая речь, кто-то попросит проникновенный текст с эмоциональной окраской.

Спичрайтер обладает обширным словарным запасом, поскольку он готовит не только тексты для выступлений перед публикой, но и презентации, информацию к диспутам, теледебатам. Профессионал своего дела должен быть отличным пиарщиком, психологом и имиджмейкером в одном лице. Заказчик доверяет ему, поэтому рассказывает о своих сильных и слабых сторонах, привычках, вкусах, увлечениях.

Кроме того, спичрайтеру важно правильно воспринимать критику, учиться на своих ошибках и вносить правки с учетом пожеланий заказчика. Речь выступающего должна звучать уверенно, красиво, цельно и органично. При составлении текста нужно избегать длинных оборотов и сложных для восприятия слушателей слов.

В формировании полезных навыков для работы спичрайтером помогут книги по ораторскому искусству:

Подробнее узнать о том, как подготовить текст для выступления, можно из обучающего видеоролика.

Личные качества спичрайтера

К наиболее важным качествам спичрайтера относятся следующие:

  • склонность к гуманитарным наукам;
  • коммуникабельность;
  • исполнительность;
  • надежность;
  • креативность;
  • гибкость и оперативность мышления;
  • вербальный интеллект;
  • сосредоточенность;
  • стрессоустойчивость;
  • уверенность в себе;
  • социальная смелость.

Спичрайтеру важно уметь выражать не только собственные, но и чужие мысли. Он не должен бояться брать на себя ответственность. В условиях, когда на заказ даны считаные часы, работать смогут только те, у кого продуктивность не зависит от настроения или окружающих факторов.

Наличие творческого подхода позволит превратить унылый текст в интересный и креативный. Чувство юмора, возможно, необязательное качество спичрайтера, но оно поможет разбавить речь уместной шуткой или анекдотом.

Должностные обязанности

Спичрайтер занимается написанием следующих видов текстов:

  • официальные обращения и позиции;
  • слова приветствия;
  • поздравительная речь;
  • заявления;
  • доклады;
  • резолюции;
  • пресс-релизы;
  • меморандумы;
  • декларации;
  • пояснения;
  • комментарии;
  • рекомендации;
  • телеграммы;
  • деловые письма.

Профессиональный автор должен уметь легко и понятно рассказывать о самых сложных вещах, избегая логических ошибок, штампов, смысловых повторов. Его задача – захватить внимание аудитории и удержать до конца.

В должностные обязанности спичрайтера входит:

  1. Встреча с клиентом. Во время личной беседы спичрайтер выясняет, какие вопросы хочет затронуть заказчик в своей речи, выслушивает его пожелания.
  2. Составление тезисного плана. Специалист работает над структурой будущей речи, делает выписки и анализирует фактический материал.
  3. Анализ целевой аудитории. Эффективность коммуникации со слушателями напрямую зависит от стиля выступления, психологических методов воздействия. Спичрайтер должен выяснить уровень образования, гендерную принадлежность зрителей, род деятельности, чтобы подобрать лексикон, понятный всем.
  4. Анализ речи. Автор просматривает предоставленные заказчиком видео его прошлых выступлений, чтобы понять манеру, темп речи и возможное наличие сложностей с произношением отдельных звуков. Например, если клиент картавит, то в тексте выступления должно быть минимальное количество слов с буквой Р.
  5. Работа над текстом. Специалист стилистически оформляет выступление, разбавляя сухие факты короткими историями и легкими шутками, если это уместно. Концовка должна быть четкой и броской. В нее можно добавить неожиданный факт, задать провокационный вопрос аудитории, вставить запоминающийся слоган или вдохновляющую цитату. Речь должна заканчиваться на позитивной ноте.
  6. Согласование с клиентом. Спичрайтер показывает заказчику черновик для согласования будущей речи.
  7. Внесение правок. В большинстве случаев автору приходится дорабатывать черновой вариант, а иногда полностью переписывать текст, пока заказчик его не примет.

Спичрайтер может предложить клиенту разбавить текст графиками и изображениями. Наглядные примеры помогут отвлечь зрителей на картинку и изучение ее деталей.

Плюсы и минусы профессии

Несомненные преимущества специальности:

  1. Творческая работа. Эта профессия требует мышления, выходящего за рамки шаблонов. Если вас часто посещает вдохновение, то вы сможете написать мощные тексты с яркими аргументами.
  2. Высокий социальный статус. Многие авторы общаются с известными влиятельными людьми.
  3. Возможность карьерного роста в политических структурах, коммерческих организациях.
  4. Достойная заработная плата. Даже на фрилансе можно зарабатывать пару тысяч долларов.
  5. Возможность самореализации и самосовершенствования. Повышение знаний и расширение профессиональных навыков способствует тому, что обычный внештатный корреспондент сможет успешно вырасти до личного референта президента.

Спичрайтер может переквалифицироваться на смежную специальность. Например, можно стать культурологом, писателем, политологом или критиком. Творческий талант и грамотная речь пригодятся во многих сферах деятельности.

Минусами профессии опытные спичрайтеры обычно называют:

  • ненормированный график;
  • длительную и кропотливую работу над одним текстом, что часто вызывает стресс;
  • необходимость внесения многочисленных правок;
  • сложности в поиске работы при отсутствии опыта.

Поскольку выполнение заказов всегда индивидуально, даже при грамотном подходе и правильно построенном тексте спичрайтер не всегда получает одобрение от клиента.

Сколько можно заработать

На рынке труда представлены вакансии для спичрайтеров со средней зарплатой 40 000–60 000 руб. в месяц. Стоимость одного текста может достигать 20 000 руб. и выше.

Получить первые заказы можно в небольших PR-агентствах. После того как вы наберетесь опыта, ваша зарплата может вырасти в несколько раз. Возможно, один из клиентов предложит вам должность ассистента или личного помощника.

Работа спичрайтеров, которые трудятся в штате государственных структур, политических партий, общественных организаций, оплачивается по стандартной формуле: оклад + премия. Размер оклада может стартовать от 15 000 руб.

Спичрайтеру на фрилансе обычно платят за отдельную речь или цикл заказов, поэтому стоимость услуг оговаривается индивидуально в каждом случае. Размер оплаты зависит от опыта работы, квалификации автора, специфики заказа, рекомендаций от прошлых клиентов. За отдельные проекты спичрайтер может получить 80 000–130 000 руб.

Важно! Деятельность спичрайтера подразумевает незаметность для взоров общественности. Чем меньше о нем знают, тем выше его гонорар. Если вы планируете стать известным и получить общественное признание, то эта работа точно не для вас.

Где найти работу

Заказы по написанию текстов для выступлений можно найти в соцсетях, на бесплатных сайтах поиска работы, например: HeadHunter, Rabota, Profi. Если вы хотите работать в офисе, то рекомендую подать резюме в PR-агентства, производственные и торговые предприятия.

Пример объявления о поиске спичрайтера на агрегаторе вакансий

Безусловно, самым престижным и высокооплачиваемым местом работы для спичрайтера считаются государственные органы, а самым авторитетным клиентом – президент. Однако многие структуры предпочитают искать талантливых специалистов через знакомых, связи. Поэтому в открытом доступе представлены далеко не все вакансии.

Если у вас есть диплом журналиста, вы можете устроиться в региональное или муниципальное СМИ, в котором постоянно освещается работа крупных бизнесов или органов власти. Довольно часто именно таким корреспондентам поступают предложения о переходе в компанию или в орган власти.

Перспективы и карьерный рост

Последние 10 лет спичрайтинг активно развивается во многих сферах, связанных с политикой, бизнесом, общественностью. Написанием текстов для выступлений и лозунгов занимаются рекламные агентства. Это направление считается довольно прибыльным и перспективным. Заказчики не хотят тратить свое время и силы, поэтому покупают тексты высокого качества у профессионалов.

Специализированные фирмы гарантируют ответственность, креативность и неординарный подход. В дальнейшем количество таких компаний только увеличится, а уровень профессионализма сотрудников будет неуклонно повышаться. Один штат помощников политических деятелей насчитывает более 1 000 вакансий. Также услугами спичрайтеров пользуются топ-модели, звезды шоу-бизнеса, представители деловых союзов, отраслевых объединений, бизнес-клубов.

Заключение

Спичрайтинг – востребованное направление, которое с каждым годом набирает обороты, трансформируется и становится одной из главных составляющих публичной деятельности. Зная его основы, вы сможете подготовить информативный и интересный материал, привлечь и удержать внимание слушателей.

Хотите освоить профессию спичрайтера и стать успешным специалистом? Тогда больше внимания уделяйте саморазвитию! Рекомендую читать книги по ораторскому искусству, психологии, маркетингу, лингвистике. Смотрите выступления известных актеров, политиков и деятелей культуры. Пройдите учебные курсы по риторике для повседневного и делового общения, запишитесь на тренинг, побывайте на семинаре, выполняйте специальные упражнения для яркости и убедительности речи.

На изучение всех особенностей профессии спичрайтера понадобится от 2–3 лет и более. После вы сможете сотрудничать с известными персонами и иметь стабильно высокий доход.

А что вы думаете о профессии спичрайтера? Есть ли у вас опыт в составлении речей? Расскажите в комментариях.

Всего доброго!

Вероника Стиврень/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. светлана

    ДОбрый день, Вероника!
    Статья Ваша понравилась, всё правильно.
    Добавлю к «минусам» профессии.
    Я много лет работала спичрайтером и редактором. Из них пять лет — спичрайтером губернатора края. А вообще журналист с 30-летним стажем, член Союза журналистов РФ.
    Так к чему я это? Моего губернатора отправили в Москву, и я осталась не у дел. В местные газеты не берут — мстят за то, что «слишком высоко поднялась». Ну, зависть там, злорадство по поводу и без и пр.
    А ведь тоже мечтала стать спичрайтером президента. Такие вот дела…

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: